www.praacticalaac.org
Кэрол Зангари
Перевод: Станислав Лавриков


Есть ли у вас ученики с кортикальным нарушением зрения (CVI)? Доктор Сандра Ньюкомб и логопед Дебби Перри регулярно сотрудничают для поддержки детей с кортикальным нарушением зрения, которые учатся использовать АДК (альтернативная и дополнительная коммуникация).
Д-р Сандра Ньюкомб Дебби Перри
В этой статье они выведут нас за пределы базовых данных, чтобы поделиться своими мыслями о сложных вопросах, которые мы должны учитывать, общаясь с такими людьми.
АДК & CVI: Можем ли мы общаться?
Проследите, как они оспаривают некоторые предложения и предлагают полезные рекомендации.
Кортикальное нарушение зрения (англ. Cortical visual impairment – CVI) – это потеря зрения, обусловленное повреждением или пороком развития головного мозга, которые препятствуют способности ребенка осознавать визуальную информацию, полученную благодаря зрению. Это главная причина нарушения зрения у маленьких детей в развитых странах. Было установлено, что 10,5% детей с нарушениями развития имеют CVI [1]. Это означает, что если вы являетесь логопедом, то, скорее всего вы будете работать с детьми с CVI. Некоторые из основных причин CVI – это гипоксическая ишемическая энцефалопатия, перивентрикулярная лейкомаляция, внутрижелудочковое кровоизлияние, инфекция, травма и различные генетические нарушения, которые также часто встречаются у детей с множественными нарушениями [2]. Если у кого-то из детей, с которыми вы работаете, есть данные нарушения в истории болезни, то, скорее всего, вы работаете с ребенком с CVI.
На предыдущих тренингах логопеды узнали, что нужно предоставлять визуальную информацию особым образом, работая с детьми с CVI. Возможно, вы уже знаете, что все должно быть визуально просто, вам следует приглушить свет и/или добавить движения тому, что видит ребенок. Вероятно, вы так же слышали, что таких детей привлекают красный и желтый цвета. Это все правда, но это лишь часть сложной картины разработки AAC для ребенка с CVI. Одно из наиболее распространенных заблуждений заключается в том, что этим детям требуются символы с высокой контрастностью. Обычно это означает яркие символы на черном фоне. Важнейшая часть информации, которую мы должны помнить о детях с CVI, заключается в том, что сложности связаны с пониманием того, что мы видим. Яркие цвета могут привлечь внимание ученика, а конкретные цвета могут облегчить визуальное внимание, но ничто из этого не поможет ребенку понять, что он видит [4].
В дополнение к визуальному вниманию к символам нам нужно, чтобы ребенок интерпретировал или обрабатывал то, что он видит. Мы можем использовать предпочтительные цвета для усиления зрительного внимания, но мы также должны быть уверены, что ребенок способен понимать то, что он видит. Это очень важное различие между детьми с плохим зрением (которые не могут видеть маленький символ) и детьми с CVI (которые имеют типичную остроту зрения или ясность), но не способны обрабатывать или дифференцировать то, что они видят. Дети с CVI часто смотрят на то, что перед ними, но их мозг испытывает трудности, чтобы понять, что это.
На самом деле, высококонтрастные символы могут быть еще визуально сложнее, так как у них многочисленные цвета, а многие другие одного и того же цвета. Цвета этих символов – ненастоящие цвета реального объекта. Например, изображение лошади, имеющее форму лошади и коричневое, близко к реальному объекту лошади. А изображение лошади, представляющее собой желтый силуэт на черном фоне, очень отличается от предмета, который она представляет. Это на самом деле увеличивает путаницу и сложность визуальной обработки и делает ее более трудной для ученика с CVI. Так как же мы, логопеды, можем использовать яркие и предпочтительные цвета в АДК? Мы можем использовать яркие и предпочтительные цвета, чтобы помочь ребенку найти свое средство связи в загроможденном пространстве, и мы также должны помнить, что эти предпочтительные цвета могут на самом деле отвлекать ребенка от задачи. Например, много раз мы замечали, что ребенок действительно хорошо справляется со своим целями, пока мы не добавим знак “стоп” или яблоко для обозначения действия «кушать», и вдруг это единственная ячейка, к которой ребенок тянулся.
Еще одна вещь, которую следует помнить при использовании цвета, заключается в том, что если мы используем предпочтительный цвет на фоне ячейки, чтобы помочь ребенку сосредоточиться на этой ячейке, то происходит то, что ребенок с CVI смотрит на сам цветной фон, а не на символ. Затем, если они увидят этот символ где-то еще без цвета, они, возможно, не смогут его интерпретировать. Мораль этой истории заключается в том, что использование высокой контрастности для детей с CVI увеличит их внимание к чему-то, но это не поможет им интерпретировать то, что они видят. Очень важно, чтобы мы стратегически использовали цвет при работе с детьми с CVI и больше внимания уделяли снижению сложности. Ниже приведены несколько примеров того, как высокая контрастность увеличила сложность:


Визуально тяжело


Одинаково тяжелы визуально сложные символы и символы, имеющие сумасшедшие цвета, которые не имеют ничего общего с реальной жизнью.
Эти примеры могут привлечь зрительное внимание человека с CVI, но они также могут уменьшить его из-за сложности.
Итак, как мы можем упростить символы? Единственное, что мы точно обнаружили, работая с детьми с CVI и сложными коммуникативными потребностями, - это то, что для каждого ребенка не существует одного решения. Возможно, вам придется попробовать разные вещи. Вот несколько предложений:
· Попробуйте использовать символы с 1-2 цветами
· Сделайте все ячейки символов одного и того же нейтрального цвета (черный, белый и т. д.)
· Подумайте о письменной форме слова
· Сделайте цвет ячеек того же цвета, что и фон, чтобы не усложнять
Нас снова и снова спрашивают: “Разве мы не можем просто научить этих детей полагаться на моторное планирование?” Ответ заключается в том, что моторное планирование является огромным компонентом для всех детей, использующих АДК, и ему определенно следует обучать детей с CVI, однако, поскольку эти дети все еще могут быть научены визуально обрабатывать то, что они видят, мы не должны ожидать, что они будут полагаться только на моторное планирование. Например, когда вы впервые начали учиться пользоваться клавиатурой, вы смотрели на клавиши, чтобы понять, где что находится, а после постепенно начали печатать, не глядя на клавиатуру. Слепой или слабовидящий человек может полагаться исключительно на моторное планирование. Но ребенок с CVI обладает способностью видеть, и он должен понимать, что он видит. Когда они познакомятся с устройством, они будут использовать моторное планирование в качестве важного инструмента. Однако, когда они нажимают не на ту «кнопку», они используют свое зрение, чтобы перепроверить «символ». Часто языковая система будет визуально сложной. Мы хотим, чтобы они использовали моторное планирование, чтобы они не тратили всю свою визуальную энергию на использование устройства. Слишком сильная зрительная усталость может привести к неблагоприятному поведению или вообще избеганию. Таким образом, в целом мы хотим, чтобы дети с CVI использовали моторное планирование, но что отличается от других типов нарушений зрения, так это то, что мы хотим, чтобы они также визуально распознавали и понимали символы. логопеды и другие специалисты должны систематически обучать визуальным символам детей с CVI.
Из-за уникальных визуальных характеристик детей с CVI и необходимости интерпретировать им то, что они видят, возникают дискуссии по поводу репрезентативной системы. Когда я впервые начала свой путь в работе с детьми с CVI, которым также требуется АДК, я была потрясена, когда моя коллега и соавтор этой статьи, доктор Сандра Ньюкомб, настояла на том, что существует репрезентативная система, которой мы должны следовать с детьми с CVI - объекты, фотографии, символы. Это идет вразрез со всем, чему нас, как логопеды, учат! Когда я узнала больше о CVI, я поняла, что наши рассуждения для этих детей должны быть разными. Традиционный подход основан на том, что нет исследований, показывающих, что ребенок может когнитивно понимать фотографию лучше, чем символ, и использование репрезентативной системы на самом деле было мифом, удерживающим людей от использования вспомогательной коммуникации [3 ]. Разница с детьми с CVI заключается в том, что мы просим ребенка визуально обрабатывать то, что они видят во многих областях. Большая часть их общей образовательной программы - это научиться понимать визуальный мир. Мы хотим, чтобы они знали, что фотография собаки - это то же самое, что и чучело собаки, настоящей собаки, рыжей собаки, коричневой собаки и т. д. Дети с CVI не могут абстрагироваться от основных черт общих понятий и обобщать эту визуальную информацию [4]. Когда они смотрят на случайное отображение символов, если их не учат двумерным представлениям, они не понимают ни одного из них. Поэтому их ответы непоследовательны, и в какой-то момент кто-то решает, что их сбой с устройством связан с когнитивными задержками, хотя на самом деле у них не было визуального доступа к информации, находящейся перед ними.
Итак, мы говорим, что у этих детей должна быть более упрощенная языковая система? Следует ли нам придержать их язык, пока они не пройдут этапы CVI? Точно нет! Детям с CVI нужна надежная языковая система, как и всем остальным, и мы не можем сдерживать их, пока они не смогут лучше обрабатывать визуальную информацию. Им нужны основные слова для общения, способность передавать различные коммуникативные функции и доступ ко всей языковой системе, как и любому другому человеку. Итак, вы можете подумать: «Если люди с CVI не могут визуально обрабатывать символы, как мы научим их основным словам и предоставим им доступ к надежной языковой системе?». Что ж, вы правы, основные слова нельзя сфотографировать или представить вместе с предметами, а значит, их нельзя обучить в визуальной системе. Объекты и фотографии могут представлять только существительные, так как же нам сделать так, чтобы дети с CVI имели доступ к надежной языковой системе, включая глаголы, прилагательные и т. д., а также имели возможность выражать себя, как и все мы? Мы обучаем этим символам, сочетая двигательное планирование и стратегический дизайн.
Помните, что простое добавление большего контраста к этим символам не поможет этим детям понять основные слова, но обучение символам в контексте значимых действий поможет. Если мы будем использовать стратегическое размещение и тщательное рассмотрение деталей цвета и символов, а также если мы будем использовать систематическое обучение и возможности для практики, дети с CVI будут изучать эти важные символы. Об этом мы поговорим в следующей статье.
Литература:
[1] Nielsen, L. S., Skov, L., & Jensen, H. (2007). Visual dysfunctions and ocular disorders in children with developmental delay. I. prevalence, diagnoses and aetiology of visual impairment. Acta Ophthalmologica Scandinavica, 85(2), 149-156. doi:10.1111/j.1600-0420.2006.00867.x
[2] Cortical visual Impairment: Symptoms & Causes: Boston Children’s Hospital. (n.d.). Retrieved March 25, 2021, from https://www.childrenshospital.org/conditions-and-treatments/conditions/c/cortical-visual-impairment/symptoms-and-causes
[3] Romski, M. and Sevcik, R., 2005. Augmentative Communication and Early Intervention. Infants & Young Children, 18(3), pp.174-185.
[4] Cortical Visual Impairment: An Approach to Assessment and Intervention, 2nd ed. (2018). Roman-Lantzy, C., Louisville, KY: APH.
О приглашенных авторах
Дебби Перри, магистр в области реабилитации, сертифицированный специалист в логопедии, специалист по вспомогательным технологиям: Дебби Перри работает логопедом более 15 лет и специализируется на работе с детьми с использованием АДК в течение 10 лет. У нее большой опыт работы с детьми со сложными коммуникативными потребностями и множественными ограниченными возможностями. Примерно 7 лет назад она начала работать с CVI и больше узнавать о этом, поскольку поняла, что не может полностью помочь детям, с которыми работает, без этих знаний. Ей посчастливилось работать с доктором Сандрой Ньюкомб, чтобы узнать больше о том, как помочь этим детям улучшить доступ к общению. В настоящее время Дебби владеет и управляет частной практикой, представляя терапию на дому в районе северной Вирджинии.
Сандра Ньюкомб, доктор философии: Сандра - сертифицированный / лицензированный преподаватель для слабовидящих с более чем 30-летним опытом. Она занимается частной практикой, и большинству детей, которых она обслуживает, поставлен диагноз CVI. Многие из них используют АДК. У нее не было формального обучения АДК, но она работает с блестящими практикующими терапевтами АДК, такими как Дебби Перри, и с удовольствием сотрудничает с ними, чтобы удовлетворить коммуникатичные потребности своих студентов с CVI. Сандра провела исследование, чтобы определить надежность диапазона CVI, и в настоящее время преподает курс по поддержке профессионалов для управления диапазоном.