top of page

Базальная коммуникация, или как общаться на одном языке с ребёнком с тяжёлыми нарушениями




Глазкова И. Е. (Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №25 Петроградского района Санкт-Петербурга )


Коммуникация – процесс взаимного влияния двух людей друг на друга. Даже если мы не говорим, не делаем ничего специально, мы сообщаем другим людям информацию о себе. Например, представьте себе, что Ваш коллега пришёл на работу с красными от слёз глазами.

Ребёнок в очень раннем возрасте узнаёт, что может воздействовать на окружающий его мир с помощью коммуникации.


Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) часто имеют сложности в общении с другими людьми в силу двигательных, интеллектуальных, сенсорных нарушений. Ребёнку с ТМНР может быть сложно понять, что он чувствует, и сообщить взрослому о своём состоянии, потребностях, желаниях. Если ребёнок проживает в учреждении (где персонал работает посменно и всегда с группой детей), то он вынужден приспосабливаться к сменяющим друг друга нянечкам, медицинским сёстрам, воспитателям и не может установить надёжные отношения с одним значимым взрослым, а, значит, у него не формируется доверие к миру и ему очень трудно научиться общаться с другими людьми. Бывает, что у ребёнка с ТМНР есть опыт боли (о которой он не может сказать) или опыт не понимания другими людьми.


Родителям и педагогам бывает трудно понять, что хочет сообщить ребёнок, крайне ограниченный в движениях, мимике, не поддерживающий зрительный контакт, избегающий прикосновений. «Я чувствую, что этот другой хочет мне что-то сообщить, установить контакт, но у него нет возможности для этого», – описывает свои ощущения Зузанне Рабэ в статье «Базальная коммуникация».


Базальная коммуникация – это диалог с помощью тела, так называемый «соматический диалог». Понятие «базальный» означает, что для такой коммуникации не нужно никаких предпосылок. Достаточно того, что человек дышит.


Дыхание – первый элемент такого «языка». Особенности и ритм дыхания могут многое сообщить нам о состоянии ребёнка. Можно попробовать установить контакт с ребёнком с помощью дыхания в одном ритме. Взрослый прислушивается к дыханию ребёнка, настраивается на него и старается дышать в таком же ритме. Взрослый и ребёнок находятся достаточно близко, чтобы слышать и чувствовать дыхание друг друга.


Пример. Катя, 8 лет, тяжёлые двигательные и когнитивные нарушения. Педагог сажает ребёнка на колени, спина ребёнка соприкасается с передней частью тела взрослого. Катя дышит часто: короткий вдох, короткий выдох; беспокойно поворачивает голову, тело напряжено. Взрослый настраивается на дыхание ребёнка, в течение семи минут оба прислушиваются друг к другу, сохраняя осторожный телесный контакт. Через семь минут Катя глубоко вздыхает, расслабляется, произносит на выдохе: «Ааа».


Другими элементами такого «языка» являются положение тела, расстояние между партнёрами по коммуникации, движения, мимика, взгляд, вокализации, тонус мышц и его изменения, сердцебиение, температура, влажность и цвет кожи.


Пример. Алина, 10 лет, тяжёлые двигательные, когнитивные и зрительные нарушения. Девочка практически не может самостоятельно двигаться, но её «нет» безошибочно определяют педагогические и медицинские работники дома-интерната, где живёт Алина. Она заметно напрягает всё тело и её кожа краснеет. Таким образом она отвечает, когда устала или не хочет, чтобы с ней что-то делали, например, при сборах в больницу.


Существует так называемый алгоритм «Пять шагов», который можно использовать при установлении контакта с ребёнком, имеющим ТМНР. Шаг первый: ребёнок что-то делает, это может быть, что угодно. Например, раскачивается или просто дышит. Шаг второй (очень важный!): взрослый воспринимает действия ребёнка как сообщение. Шаг третий: взрослый отвечает на действие ребёнка, используя тот же канал общения, например, тоже качается или дышит в том же ритме. О каналах общения можно подробнее прочитать в книге М. Квятковски «Глубоко непонятые дети». Шаг четвёртый: ребёнок воспринимает наше действие как ответ. Шаг пятый: поведение ребёнка меняется. Например, он раскачивается медленнее или ритм дыхания становится другим.


Часто для коммуникации с ребёнком мы используем прикосновения, очень важно обратить внимание на качество наших прикосновений. Лучше воспринимаются уверенные, ощутимые, медленные, предсказуемые, прикосновения, хуже – неожиданные, поверхностные, быстрые, скользящие. С помощью прикосновения мы обозначаем своё присутствие, говорим: «Я с тобой», поддерживаем контакт.


Пример. Лёша, 9 лет, тяжёлые двигательные и когнитивные нарушения, эпилепсия. Педагог дотрагивается до руки – ребенок вздрагивает, появляется беспокойное выражение лица, возрастает напряжение в теле. Взрослый плотно прижимает руку к груди ребёнка и ждёт. Дыхание ребёнка становится более глубоким, напряжение в теле уменьшается.


Взаимодействие с коллегами из Германии и Швейцарии, а также опыт работы с детьми, имеющими тяжёлые и множественные нарушения развития, позволили нам сформулировать некоторые правила базальной коммуникации.


Важно, чтобы у взрослого возникло желание общаться с данным ребёнком, внутренняя готовность воспринимать ребёнка как собеседника, партнёра по коммуникации.


Любое занятие должно включать коммуникацию, обращение к ребёнку и ожидание ответа от него.


Всегда следует предупреждать ребёнка о своих действиях.


На обучающих семинарах для учителей и сотрудников детских домов мы предлагали следующее упражнение: одному из участников завязывали глаза, а затем молча, без предупреждения совершали с ним какие-то действия: перемещали на одеяле, вытирали лицо салфеткой, надевали кофту. Вот слова участников: «Это было ужасно!», «Ко мне никто не обращался, я чувствовала себя вещью, не знала, что будет дальше», «Мне не хватало коммуникации», «Я внутренне замерла, ожидая нового вторжения».


Начинайте занятия с определённого обращения. Можно использовать прикосновение-приветствие и прикосновение-прощание. Например, начинать общение с прикосновения к плечу. Такие прикосновения-ритуалы помогают ребёнку сориентироваться. Все действия, которые мы предлагаем ребёнку во время занятия, следует совершать в одинаковом порядке, чтобы ребёнок мог понять, что будет происходить дальше.


Пример. Полина, 7 лет, тяжёлые нарушения зрения, выраженные когнитивные нарушения. Занятие начинается с того, что педагог подходит к ребёнка, сидящему в кресле, и говорит: «Полина, привет!», затем дотрагивается плеча и делает паузу. Полина замирает, прислушивается, улыбается, берёт руку взрослого и кладёт себе под голову. В конце занятия учитель кладёт свою руку на руку ребёнка, имитируя жест: «Пока!» и говорит: «Полина, пока-пока.»


Рекомендуется обращаться к ребёнку издалека, чтобы появление взрослого не было для него неожиданностью.


Пример. Саша, 9 лет, тяжёлые двигательные и когнитивные нарушения, эпилепсия. Саша боится всего неожиданного: прикосновения, появления человека перед ним, внезапно возникшего звука. Реагирует вздрагиванием, плачем, иногда за этим следует эпилептический приступ. Младшая медицинская сестра в детском доме всегда предупреждает Сашу: «Сейчас Саша будет купаться (кушать, одеваться).» Педагог обращается к ребёнку издалека, а затем подходит к кровати, в которой находится Саша. Все занятия имеют одинаковую структуру, чтобы действия взрослого были для Саши предсказуемыми.


Внимательно наблюдайте за сигналами ребёнка. Первые сигналы – изменение дыхания, сердцебиения, тонуса мышц. Важно замечать, на что и каким образом ребёнок реагирует. Можно обсуждать такие реакции со всеми взрослыми, окружающими ребёнка, и вместе составлять «словарь». Это помогает всем лучше понимать ребёнка и общаться с ним одинаковым образом.


Пример. Галя, 10 лет, выраженные когнитивные, двигательные и зрительные нарушения. Галя улыбается, поднимает и опускает левую руку – «вижу тебя, хочу с тобой заниматься (гулять)». Галя отворачивается, сжимает губы – «не хочу больше есть (пить)».


Отвечайте на движения и звуки ребёнка, повторяйте их, «присоедияйтесь» к ребёнку. Делайте паузы, чтобы ребёнок успел ответить. Стереотипные движения ребёнка могут стать первой темой разговора.


Пример. Саша, 15 лет, тяжёлые двигательные, когнитивные нарушения, нарушения зрения и слуха. Саша на любые обращение, прикосновения реагирует криком. В комнате для занятий педагог и Саша лежат на гимнастическом мате. Саша кричит и всё время поворачивает голову влево и вправо. Педагог подкладывает свою руку Саше под голову, обозначая таким образом своё присутствие и повторяет за Сашей повороты головы в течение сорока минут. Саша чувствует, что взрослый делает то же, что и он, и перестаёт кричать. Во время следующего занятия Саша позволяет этому взрослому отвести себя в комнату для занятий, он не кричит.


Можно использовать звуковой диалог, иногда его называют «вокальным теннисом».


Пример. Олег, 13 лет, выраженные когнитивные и двигательные нарушения. Олег тихо произносит: «Я-я-я!» Если взрослый повторяет за ним звуки, Олег расцветает в улыбке и уже громче и увереннее говорит: «Я-я-я!»


Давать время ребёнку на ответ – значимое условие диалога.


Пример. Катя, 8 лет, тяжёлые двигательные и когнитивные нарушения. Катя любит слушать, как звучат игрушки с пищалкой. Педагог показывает Кате мячик, нажимает на него и извлекает звук. Катино лицо неподвижно. Взрослый ждёт. Через несколько секунд на Катином лице появляется улыбка.


И последнее правило – радоваться, получать удовольствие от общения. Это важно и ребёнку, и взрослому.



Список литературы

  1. Беркович М. Нестрашый мир. – М.: Теревинф, 2014.

  2. Беркович М. Простые вещи: как устанавливать контакт с людьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития. – Спб: Скифия, 2016

  3. Квятковска М. Глубоко непонятые дети, или Поддержка развития детей с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта. – Спб: Скифия, 2016

  4. Китцингер А., Кристен У., Лебер И.. «А теперь я скажу тебе это по-своему. Первые шаги в альтернативной коммуникации», «Лёпер Литературферлаг» в Книжной службе Ариадна, Карлсруэ, 2003 (перевод А.Чернавской, материал предоставлен СПБ БОО «Перспективы»)

  5. Рабэ З. Базальная коммуникация по З. Малл. Из сборника: Гайдукевич С.Е. и др. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Пособие для педагогов и родителей. Минск.: УО «БГПУ им. М.Танка», 2008.

  6. Fröhlich, Andreas (2003): Basale Stimulation. Das Konzept, 4. Auflage, Düsseldorf: Verlag Selbstbestimmtes Leben.

  7. Авторские материалы Керстин Майснер и Кристины Йенни, предоставленные СПБ БОО «Перспективы»

  8. Материалы о методе Интенсивного Взаимодействия https://www.intensiveinteraction.org/




1 025 просмотров

Похожие посты

Смотреть все
bottom of page