Анна Самарина
Эрготерапевт
Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства
Введение
Ежегодно в Службу раннего вмешательства обращается 6-8 семей, воспитывающих ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями. Эти дети имеют значительные трудности во всех областях развития:
они не могут самостоятельно передвигаться;
у них возникают трудности с целевым использованием рук;
они не могут объясняться с другими людьми при помощи речи;
восприятие детей ограничено только предметами и явлениями самого близкого окружения (это значит, что они могут воспринимать только предметы и явления, которые находятся в непосредственной близости, а не то, что находится и происходит, например, на расстоянии пяти метров);
у них возникают трудности с подражанием;
они не могут по собственной инициативе построить отношения с другими людьми и поэтому окружающим всегда нужно обращаться только непосредственно к ним, чтобы вызвать их реакцию;
нарушения опорно-двигательного аппарата настолько сильно выражены, что они не могут обходиться в повседневной жизни без посторонней помощи;
часто они не умеют адекватно реагировать и вести себя в определённых ситуациях.
К тяжелым и множественным нарушениям (далее ТМНР) у ребенка могут привести различные заболевания и нарушения, такие как органическое поражение головного мозга, эпилепсия, церебральный паралич, нарушение зрения и слуха, врожденные пороки.
Семья Сони (5 месяцев) обратилась в Службу раннего вмешательства, после выписки из больницы. Врачи поставили Соне диагноз: органическое поражение головного мозга, которое сопровождалось эпилепсией, значительным снижением слуха и зрения. Состояние ребенка было настолько тяжелым, что Соня практически не реагировала ни на какие стимулы извне, на встречах со специалистами постоянно спала или плакала. В Индивидуальную программу помощи были включены только индивидуальные занятия с педагогом и физическим терапевтом. Основным методом в развитии Сони на данном этапе стала базальная стимуляция.
Метод базальной стимуляции
Термин «базальная стимуляция» означает «предложение пациентам адаптивной, достаточно понятной информации (стимуляции) о них самих или окружающей их среде, с использованием элементарных (базовых), знакомых им представлений и стимулов».
Базальная стимуляция – это способ, позволяющий осуществлять процесс элементарного обучения ребенка. Впервые сведения о концепции базальной стимуляции опубликовал Андреас Фрёлих в 1970 году. Данная концепция стала основой практической работы ухаживающего персонала за больными с тяжелыми и множественными нарушениями в 80-х годах в Германии.
Базальная стимуляция базируется на трех теориях:
теория развития Ж. Пиаже о наличии различных форм взаимодействия ребенка и среды в процессе его когнитивного развития. Мы не можем никогда утверждать, что развитие, которого достиг ребенок, есть его верхняя граница, у каждого ребенка есть свой потенциал развития, важно помнить о наличии этого потенциала и строить общение с ребенком, постоянно развивая его;
теория нейронов, ожидающих стимуляции: развитие какого-либо анализатора (зрение, слух, осязание) или умения (навыка) идет только тогда, когда в мозг ребенка поступает достаточно информации (стимуляции) для формирования соответствующих цепочек нервных клеток и развития областей мозга. В случае, когда ребенок не получает достаточной стимуляции, нейроны погибают, мозг не развивается;
физиотерапии по Бобату, в основе которой лежит похожий неврологический принцип «проторить тропинку и сделать из нее дорогу». Считается, что, если мы создаем движение у ребенка, мозг составляет цепочку, частое повторение – и цепочка будет устойчива. Когда цепочка образовалась, то это движение может выполняться самостоятельно, как только мы его начнем. Дальше возможно появление движения по собственной инициативе.
Вся концепция базальной стимуляции представлена основными направлениями, которые предназначены для людей в любом возрасте со множественными нарушениями:
Сохранять жизнь и развиваться,
Ощущать собственную активность,
Ощущать безопасность и выстраивать доверительные отношения с другими людьми,
Жить в своем ритме,
Познавать окружающий мир,
Общаться и встречаться с другими людьми,
Понимать происходящее, передавать смысл и значение того, что происходит с самим собой,
Жить в самоопределении и ответственности за свою жизнь,
Открывать для себя мир.
Базальная стимуляция – это концепция поддержки и развития человека в «кризисной» жизненной ситуации, в которой его способности и возможности саморегуляции отчетливо ограничены, уменьшены или в перспективе сильно осложнены. В центре концепции стоит не только умение двигаться, но и способность воспринимать и вступать в коммуникацию; это форма целостной, ориентированной на тело коммуникации и качественного ухода для людей с существенными ограничениями.
Базальная стимуляция представляет себя в качестве:
- способа телесноориентированного и целостного обучения;
- всеохватывающих стимулов для развития в самые первые стадии развития;
- ориентации в непонятном состоянии, в ситуациях восприятия, коммуникации, движения;
- способа снижения стресса для людей тяжелых пограничных состояниях, например, во время тяжелых состояниях здоровья;
- сопровождения умирающих людей;
- психотерапевтически ориентированного сопровождения ребенка в тяжелом состоянии и кризисах восприятия и коммуникации.
Реализация базальной стимуляции всегда направлена на основные, простейшие и базовые потребности человека в тяжелом состоянии. Элементы базальной стимуляции могут быть использованы в других ситуациях с людьми и без значительных ограничений активности как стимулирующие, возбуждающие или расслабляющие, приносящие разнообразие. В этом случае не стоит говорить о "Базальной стимуляции" буквально, лучше использовать выражения "базально-ориентированное стимулирование" или "базально-ориентированная развитие".
Базальная стимуляция в уходе – это преимущественно телесно-ориентированная программа. Тело ребенка существует, чувствует и является основным "полем" действия для ухаживающего. Уход за ребенком осуществляется в основном посредством контакта с его телом и через его тело. Но это тело не является брошенным, это данность существования данного человека и его единственный способ воспринимать окружающий мир. Без тела мы не можем существовать, везде, где находится тело, там же и находится сам человек. Многие авторы используют именно термин "тело", чтобы подчеркнуть прежде всего физическое восприятия организма. Тело — это организм с душой.
На практике это означает: мы верим, что человек с самыми тяжелыми нарушениями имеет свой потенциал к развитию, который мы поддерживаем за счет соответствующей стимуляции. Через нее мы развиваем различные способности человека, не давая погибать нейронам, создаем новые связи и развиваем мозг, добиваясь того, что человек научается осознавать воспринимаемые сигналы и давать на них ответы.
Например, ребенок, который не мог самостоятельно поднимать ручку, после осуществления базальной стимуляции (его руку поднимали, прикасались к ней, вновь опускали и вновь поднимали) на предложение: «Давай надевать кофточку», сделал легкое движение рукой навстречу педагогу.
Целевая группа для базальной стимуляции – люди с ограниченным или замедленным восприятием, движением и коммуникацией. Это может быть, как взрослый человек, по какой-либо причине, утративший имеющиеся базовые навыки, так и ребенок, который в силу разных причин не может адекватно самостоятельно приобретать базовые знания или же правильно читать (расшифровывать) их. Человек, нуждающийся в проведении базовой стимуляции по данным литературы характеризуется следующими особенностями:
он не вступает во взаимодействие и не инициирует его,
не умеет самостоятельно передвигаться,
не использует для совершения действий руки,
не говорит
часто у него не сформировано или нарушено зрительное и слуховое восприятие, нет образного мышления
уровень его развития не превышает уровня развития ребенка 6-ти месяцев.
Главная цель базальной стимуляции – стимуляция и сопровождение индивидуальных обучающих процессов, личностно-ориентированная передача человеку информации о нем самом, других людях и об окружающем мире, что помогает человеку прийти к:
Осознанию собственной личности, развитию восприятия самого себя и в первую очередь собственного тела. Такое восприятие происходит через кожу при прикасании к ней (тактильное восприятие), через мускулатуру (при суставном и глубоком массаже, при более интенсивном массаже, легкие прикосновения и поглаживания противопоказаны), посредством изменения температуры (тепло – холодно), на основе вибрации и движений, как отдельных частей тела, так и всего тела.
Осознанию другой личности, это происходит, когда уход за человеком осуществляют одни и те же люди, каждый из которых ведет себя одинаково, использует одни и те же слова, движения, что дает ему ощущение постоянства. При этом человек с нарушениями сначала узнает их при помощи реакций первой сигнальной системы – на ощупь, по запаху, теплу тела. Позже подключаются слуховое и зрительное восприятие, если возможно. Осознание проходит более эффективно, если человек ощущает, что он воспринимается другими, как личность, в этом случае стимуляция становится более личной, ориентированной не только на функциональность.
Осознанию окружающего предметного мира – оно происходит на основе восприятия различных предметов, на начальном этапе посредством первой сигнальной системы (предметы ощущаются при помощи обоняния, осязания, посредством прикосновения к коже, находясь в руке и т.п.), в дальнейшем – более сложными способами.
Освоение навыков базовой коммуникации для общения с окружающими людьми, способности сообщать о своих потребностях, а также поддерживать коммуникацию, быть активным участником в происходящих событиях при помощи базовых сигналов тела, а также используя альтернативные и замещающие способы коммуникации.
Базальная стимуляция – это не техника, это современная концепция организации повседневного развивающего ухода за человеком с тяжелыми и множественными нарушениями или концепция «24 часов». Это означает, что применение базальной стимуляции в жизни не требует специального времени, оно скорее реорганизует существующий повседневный уход, например, мама может осуществлять развитие через стимуляцию ребенка во время кормления, купания, одевания и т.д.
Если, специалист, разрабатывая программу помощи семье, обозначает метод развивающей базальной стимуляции, как основной, он совместно с родителями планирует, каким образом можно осуществлять развивающую базальную стимуляцию в режимных моментах дома, обучает этому родителей. Основной человек, который осуществляет развивающую базальную стимуляцию для ребенка – это мама. Каждый раз, когда она взаимодействует с ребенком, она старается не просто выполнить действие по уходу, а стимулировать развитие ребенка. Используемые стимулы очень просты (например, целенаправленные определенные прикосновения к частям тела ребенка во время ухода, игры или общения), их количество, тип и длительность определяются специалистами. Вместе с родителями они составляют круглосуточную программу развивающей стимуляции, решают, в каких видах ухода мама будет стимулировать ребенка. На индивидуальных встречах со специалистами родители учатся правильно осуществлять развивающую стимуляцию. Важно, чтобы родители поняли: стимуляция выполняется не ради стимуляции, а для того, чтобы улучшить развитие ребенка, его восприятие окружающего мира. Базальная стимуляция касается следующих областей:
вестибулярная область (касается чувства равновесия и понимания пространства);
соматическая область (касается всей поверхности тела и ощущений изнутри тела, понимания своего состояния – усталость/бодрость, голод/насыщение, удовольствие/отвращение);
проприоцептивная область (касается мышц и суставов);
оральная область (касается рта / ротовой полости);
слуховая область;
тактильно-осязательная область (касается чувства осязания);
визуальная область (касается зрения или зрительных ощущений).
При выполнении развивающей стимуляции родители должны быть достаточно чувствительны к сигналам или реакциям ребенка на то или иное действие или манипуляцию, при этом качество реакции ребенка влияет на дальнейшее продолжение деятельности или его окончание. Необходимо научить родителей замечать и читать эти сигналы, так как достаточно часто они бывают очень слабыми, малозаметными или необычными. Это также помогает формировать коммуникацию родителей и ребенка. Малыш чувствует, что его понимают, уважают, учится доверять тем, кто окружает его, помогает родителям определить меру необходимой ему помощи и заботы.
Все происходящее с ребенком должно восприниматься им как абсолютно безопасное действие. Это формирует чувство доверия ребенка, формирует опыт и представления об окружающей среде, дает чувство осознания себя, развивает автономию и ответственность.
Выполняя стимуляцию, мама должна придерживаться определенного алгоритма:
Сначала необходимо дать понять ребенку, что вы здесь, с ним. Это может быть ласковый голос, тихий приятный звук, ясное и безопасное прикосновение. Техника прикосновения также имеет свои правила: прикасаться необходимо достаточно интенсивно, отчетливо давая знать, где прикасается рука взрослого. Нервная система ребенка со множественными нарушениями проводит сигналы медленнее, не достаточно отчетливо, как это происходит у обычного человека. Поэтому и все взаимодействие, в том числе и на уровне прикосновений, должны быть медленными и отчетливыми. Самым лучшим прикосновением для первого контакта считается положить и в меру надавить на предплечье или плечо ребенка. На теле у человека есть места, которые являются интимными и более чувствительными, прикосновения к которым доставят больше стресса, чем возможности ориентации в происходящем. Например, кисти рук, лицо, даже ноги – являются неподходящими для первого контакта и приветствия.
После того, как ребенок почувствовал ваше присутствие, нужно дождаться ответной реакции ребенка (улыбка, звук, замирание, оживление и т.д.), и только после этого можно строить общение с ним.
При общении с ребенком необходимо постоянно поддерживать телесный контакт, все делать очень медленно, спокойно. Количество стимулирующих воздействий должно быть ограниченно 1-2 за определенный промежуток времени. Эти воздействия должны быть просты, понятны и интересны для ребенка. Это должен быть диалог: стимул извне – ответная реакция ребенка, только после этого снова новый стимул – снова должна быть реакция ребенка. Только в этом случае можно обеспечить качество стимулирования, найти индивидуальный путь развития, понять мотивационные факторы ребенка, развивать желание самостоятельно действовать.
Применяются только простые, односложные раздражители, часто просто один, либо сочетают два очень простых. Например, массаж с называем той части тела, которую сейчас массируют.
Далее мы конкретно рассмотрим базальную стимуляцию в каждой области.
Вестибулярная стимуляция
Вестибулярное восприятие – это восприятие положения тела в пространстве. Вестибулярному аппарату человека передаётся информация о трёх направлениях изменения положения тела:
движения тела в горизонтальной плоскости – вправо и влево;
движения в вертикальном направлении – вверх и вниз;
поступательно-возвратные движения – вперед и назад.
Эти движения вызывают различную эмоциональную реакцию. Движения вправо и влево, а также вперёд и назад являются скорее приятными и успокаивающими. Движения по кругу действуют, как правило, раздражающе. Для наиболее эффективной стимуляции вестибулярных ощущений следует придерживаться следующих правил:
положение как стимулирующего, так и ребенка должно быть стабильным, чтобы процесс стимуляции проходил без напряжения тела;
следует избегать вращательных движений, лучше применять простые движения вверх-вниз, вправо-влево, вперёд-назад;
важным является ограничение времени, длительность стимуляции должна определяться индивидуально, однако необходимо следить за тем, чтобы треть времени уходила на отдых;
во время стимуляции нужно исключить все внешние помехи;
можно применять легкую ритмичную музыку.
Подходящие вспомогательные средства для стимуляции вестибулярных ощущений:
большой гимнастический мяч, на который может лежать ребенок, при этом будет возможным создание плавных движений вперёд-назад, вправо-влево;
подвесные качели, которые позволяют совершать движения вверх-вниз, на качелях должна быть закреплена подушка для сидения или гамак, устройство должно выдерживать вес двух человек, взрослый может качаться с ребенком на руках;
горизонтальные качели, на которых можно расположиться лёжа;
мини-вибромассажер, которым необходимо также пользоваться точечно, нельзя совершать стандартные массирующие движения, потому что они, напротив, рассеивают ощущения тела вместо того, чтобы их сосредоточить в одном месте. Вибрация является очень сильным стимулом и позволяет дать интенсивные ощущения, помогающие осознавать собственное тело, его размеры и воможности.
Важнейшими результатами такой вестибулярной стимуляции являются:
достижение зрительной внимательности;
понижение тонуса мышц;
приобретение опыта движений в различных направлениях;
создание межличностных отношений.
Соматическая и проприоцептивная стимуляция
Развитие первичной телесной чувствительности происходит посредством прикосновений. При этом сначала должно развиться ощущение туловища как неотъемлемой части всего организма. Ощущение рук и ног приходит позже. Для прикосновений могут использоваться различные материалы, которые зачастую более нейтральны, чем прикосновения рукой. Рекомендуется проводить соматическую стимуляцию посредством прикосновений следующим образом:
прикосновения должны выполняться таким образом, чтобы они не вселяли неуверенность. Неуверенность может быть вызвана, например, из-за постоянной смены частей тела, к которым прикасается специалист, а также из-за слишком поверхностных и лёгких прикосновений, они должны быть ясными и точными;
полезным является непрерывный поток прикосновений (руки не убираются с тела, а остаются на нём).
прикосновения должны быть систематизированы и ритуализированы. При этом всегда следует действовать в направлении сверху вниз и изнутри наружу. Касания начинаются на туловище и переходят на конечности. К конечностям следует прикасаться и поглаживать их с лёгким нажатием. Поглаживания спины должны проводиться сначала поперёк позвоночника, а затем сверху вниз. Нажатий на позвоночник следует избегать. В конце происходит прикосновение к ногам в направлении сверху вниз. Основное правило этой стимуляции заключается в соблюдении симметрии и как можно большем охвате поверхности, не следует во время стимуляции прикасаться к лицу.
Суставной массаж является частью проприоцептивной и соматической стимуляции, обеспечивающей глубокие ощущения в теле, формирующие понимание его концепции, предотвращающие застои в суставах, их деформацию и контрактуры. Суставной массаж требует определенной профессиональной подготовки и обычно выполняется физическим терапевтом или эрготерапевтом. При необходимости родители обучаются этой техники для применения ее в домашних условиях.
Материалы для соматической стимуляции: хирургическая губка с мягкой резиновой щетиной, мини-вибромассажер, тяжелое одеяло для создания глубоких и интенсивных ощущений во всем теле, небольшие утяжелители для создания ощущений в отдельных частях тела, позиционирование и укладка во время сна в плотные модули, рекомендуется избегание мягких подушек, которые провоцируют в восприятии расплывание границ собственного тела.
Вибрационная стимуляция
Вибрация воспринимается и передается организмом посредством костной системы. Этот вид восприятия развивается у ребёнка вместе с развитием его двигательных способностей. Ребёнок ворочается, ползает, подпрыгивает, бегает, прыгает и познаёт взаимодействие земли и тела посредством восприятия колебаний, посредством изменения и перераспределения нагрузок. Тяжёлые нарушения делают естественное приобретение такого опыта невозможным. Однообразное положение, лёжа или сидя, приводит скорее к привыканию к раздражителям, чем к улучшению восприятия собственного тела. Вибрационная стимуляция помогает в этом случае приобрести недостающий опыт.
Стимулирование вибрационного восприятия может проводиться в игровой форме с применением специальных устройств: вибрирующих подушек, легко вибрирующих массажеров. Подходят также камертон и музыкальные инструменты с сильной резонирующей поверхностью. Также хорошей вибрацией обладает тело другого человека, когда он разговаривает или поет.
Развитие вибрационного восприятия создаёт предпосылку для улучшения слуха и для появления собственных вокализаций. Соответствующая стимуляция может создать предпосылку для развития слухового восприятия. Глухие или плохо слышащие дети могут научиться воспринимать колебания и, таким образом, взаимодействовать с окружающим миром. Ещё большее значение вибрационная стимуляция имеет для глухонемых детей.
Оральная стимуляция
Оральная стимуляция должна проводиться с особой осторожностью. Первостепенной задачей является повышение чувствительности рта к новому положительному опыту. Если удастся достичь этого, то ребенок сможет использовать свой рот для усвоения новых свойств и качеств предметов. Он будет в состоянии различать вкусы и запахи. Улучшение способности приёма жидкости и пищи находятся в более далёкой перспективе. Также это поможет ему спокойно переносить чистку и лечение зубов.
Стимуляция ротовой полости может осуществляться при помощи губки. Наиболее подходят маленькие куски различных типов губки (совсем мягкие, мелкопористые, жёсткие, крупнопористые), которые можно обмакивать в различные по вкусу и температуре жидкости и слегка прикасаться к щекам, губам, подбородку.
Большим прогрессом является, если во время проведения стимуляции ребенок пытается взять предмет в рот и укусить его. Этот успех можно также попробовать закрепить, пытаясь в игровой форме извлечь предмет изо рта, провоцируя, тем самым, ребенка на фиксирование предмета зубами.
Одним из разновидностей вкусового развития ребенка с ТМНР может являться знакомство с различными вкусами продуктов. Это не должно происходить во время обычного приема пищи, так как это именно развивающее стимулирование. Не обязательно ожидать, что ребенок будет проглатывать предлагаемую пищу, или что она ему сразу понравится. Цель такого стимулирования – знакомить с новым вкусом, учиться его отличать от других, развивать свой собственный вкус. Это направление работы существенно улучшит качество жизни ребенка.
Слуховая стимуляция
Для стимуляции слухового восприятия можно использовать легкую спокойную музыку, воспроизведение с помощью магнитофона приятных звуков (шум реки, пение птиц). Важно помнить о соблюдении основного принципа базальной стимуляции: раздражитель должен быть одиночным (не более одной мелодии, одного вида звуков за занятие). Кроме того, важно правильно подобрать громкость (чтобы ребенок слышал звук, но он не был слишком громким для него). Для этого важно чутко реагировать на реакцию ребенка. Также важно соблюдать принцип естественности – звуки, которые слышит ребенок, должны соответствовать тому, что с ним в данный момент происходит. Достаточно странным является слушать шум моря и дельфинов во время смены подгузника или сложного кормления. Также странным было бы весело петь песенку, когда важно концентрироваться на визуальных стимулах, или движениях своего тела.
Тактильно-осязательная стимуляция
Применяется для развития осязательного восприятия. Поскольку основным осязательным органом у человека является рука, важно развивать чувствительность руки без травмирующего опыта, который возникает в случаях, когда к рукам прикасаются без предупреждения, начинают их массировать, щупать, что-то вкладывать в ладонь, что совершенно не является предметом ежедневного пользования. Ошибочно брать различные текстурные тряпочки, мячики, массажеры, чтобы стимулировать чувствительность ладоней и пальцев. Чаще всего чувствительность в руках даже повышенная, а излишняя стимуляция вызывает обратный эффект – ребенок будет избегать пользоваться руками, чтобы не испытать вновь неприятные ощущения.
Гораздо более полезным будет использование утяжелителей, которые не будут препятствовать движениям рук, а будут помогать ощущать свои движения немного более интенсивно, отчетливо. Обычный ход развития любого ребенка подчиняется единой логике – сначала ребенок осваивает крупно-моторные движения, затем мелко-моторные. Развитие навыка использования рук с целью ощупывания и удержания предметов должно сначала быть направлено на улучшение координации движений всей руки, и лишь потом стремиться к тому, чтобы использовать только ладони. Вполне может случиться, что ребенок будет с трудом использовать свои ладони и пальцы для исследования ими предметы, но навык использовать всю руку с этой целью у него станет более уверенным.
Визуальная стимуляция
Для ребенка с хорошим зрением визуальными стимулами является все то, что он видит вокруг. Если у малыша снижено зрение, или сужены поля зрения, или зрение фрагментарно, важно особым образом подбирать для него зрительные стимулы.
Для этого необходимо убедиться, что малыш видит то, что мы ему показываем (стимул находится в поле зрения). Для этого надо дождаться сигнала (замирание, улыбка, оживление).
Для зрительной стимуляции подходят контрастные изображения (чередование черных и белых полос, клеток, черно-белые фигуры), одиночные яркие стимулы, подсвеченные предметы. Позже можно использовать простые цветные картины. Изображения должны быть достаточно большими. Также рекомендуется показывать детям изображения человеческого лица, поскольку способность к восприятию лица является врожденной.
Также важно помнить, что окружающие ребенка предметы постоянно стимулируют его зрение, или лишают его необходимой стимуляции. Зрение является важнейшим информационным каналом для ориентации. Человек гораздо лучше может понять, что происходит вокруг него, если он находится в вертикальном положении или имеет возможность самостоятельно поворачиваться в кровати. Часто дети с ТМНР лишены возможности находиться вертикально и поворачиваться в кровати, что оставляет им для визуального восприятия белый потолок. По результатам исследований известно, что, если какой-либо сенсорный канал находится в серьезной депривации, мозг начинает рождать свои собственные стимулы, серьезно дезориентируя ребенка.
Поскольку у Сони были нарушены зрение и слух, она не делала никаких произвольных движений, на попытки установить с ней контакт она не откликалась, физический терапевт предложил маме попробовать выполнять вестибулярную и соматическую стимуляцию, продолжать зрительную и слуховую стимуляцию. Это включало в себя:
покачивание Сони на руках у мамы;
суставной массаж всего тела девочки 2-3 раза в день;
показ Соне контрастных черно-белых изображений;
разговоры с Соней, стимулирование ее к коммуникации и поддержание диалога.
В ответ на покачивания и массаж, Соня успокаивалась и расслаблялась, и специалист предложил маме расширить спектр стимуляции. Мама сшила утяжеленное одеяло, которым укрывала Соню, начала стимулировать ручки и ножки интенсивными прикосновениями. Она попробовала переходить с Соней из темного помещения в светлое и следила за реакцией ребенка, подносила Соню к окну, где ярко светило солнце. Стало заметно, что Соня реагирует на яркий свет, и специалист продолжил зрительную стимуляцию, он занимался с Соней в темном помещении, предъявляя ей светящиеся предметы. Однажды мама решила попробовать предложить Соне игру для рук, она выбрала для этого игру с неваляшкой, которую можно было толкать всей рукой, и она весело возвращалась обратно. Когда она начала играть рукой девочки, та убрала руку, прижав ее к себе. Это было первое активное движение ребенка. Постепенно у Сони появились и другие ответы: плач, очень легкая, почти незаметная улыбка, открывание глаз, поворот головы, прижимание обеих рук к туловищу в ответ на стимул, который не нравится. Конечно, для этого потребовалось очень много времени, почти 2 года, но теперь мама общается с Соней и понимает ее. Репертуар Сониных действий растет: она начала двигать ножкой, когда хотела, чтобы любимая музыка зазвучала вновь (во время занятий выяснилось, что Соня слышит), она двигает ручками, чтобы стянуть с лица ткань. Соня стала реагировать на тех, кто рядом, она различает маму, папу, физического терапевта.
Сейчас Соне 3 года, мама и папа осуществляют стимулирующий уход за девочкой, на занятиях с педагогом она занимается в сенсорной комнате, где ей предъявляются различные зрительные, слуховые, тактильные стимулы. Все эти взрослые видели, как базальная стимуляция «разбудила» девочку, она была полезна ей, Соня поняла, что у нее есть тело и даже немного научилась управлять им. Она осознала, что вокруг нее есть другие люди, которые заботятся о ней, общаются с ней, и она может «посылать им сообщения». У Сони есть любимые вещи, пища, которая ей нравится и не нравится. Соня развивается, очень медленно, своим темпом, но динамика есть и ее можно заметить, а это – огромная радость и удовлетворение для ее родителей.
Общение и развитие ребенка через простые и по характеру базовые стимулы должны помочь поддерживать, сохранять и выстраивать все его способности – двигательные, умственные, коммуникативные.