Базальная стимуляция в организации развивающего процесса для детей со множественными нарушениями-3


Анна Самарина

Эрготерапевт

Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства

Алгоритм для успешного развивающего ухода для ребенка с ТМНР

  1. Проверить позу ребенка, которая должна быть во время деятельности в обычном случае: кушать сидя в стуле, умываться и чистить зубы стоя с поддержкой у раковины (если это позволяют возможности ребенка), играть сидя с мамой, или лежа на животе, чтобы руки были свободны для манипуляции с предметами, проводить свободное время сидя в специальном стуле, а не лежа в кровати, гулять сидя в специальном кресле, а не лежа в коляске и так далее. С точки зрения базальной стимуляции ребенок получает в вертикальном положении хорошую стимуляцию вестибулярного аппарата, суставную и мышечную нагрузку. Это стимуляция помогает в дальнейшем развивать лучший контроль за собственным телом.

  2. Создать возможность ребенку присутствовать во время семейных событий со всей семьей, а не находиться одному в кроватке. Любой семейный ужин, просмотр телевизора, общение создает для ребенка большое количество возможностей получать многообразные стимулы, а также учиться ориентироваться в том, что происходит вокруг него. Одной из самых распространенных трудностей, которая беспокоит детей с ТНМР, провоцирует лишнюю тревожность – это отсутствие возможности ориентироваться в событиях дня, в помещении и влиять на происходящее. Возможность наблюдать за мамой и папой, слушать их речь, музыку из телевизора, трогать предметы, которыми сейчас пользуются сами взрослые, реагировать на происходящее, вступать в коммуникацию – естественные ситуации, которые повторяются много раз в день помогут отработать и автоматизировать нужные навыки для ориентации в собственной жизни.

  3. Использовать средства дополнительной коммуникации для ребенка во время каждой активности в течение дня. Это могут быть просто картинки, обозначающие предстоящие с ребенком действия, или события, вплоть до сложных технических приспособлений, как коммуникативные планшеты, с помощью которых ребенок сможет полноценно общаться – задавать вопросы, отвечать на них, комментировать происходящее.

Таким образом каждая рутина в течение дня помогает родителям естественно развивать своего малыша без организации специальных мероприятий и занятий.

Однако работа педагогов также востребована в поддержке развития такого малыша. Даже если взрослые смогут нормализовать рутины ребенка, касающиеся ухода и еды, то часто возникают трудности с организацией таких рутин, как «Свободная игра», «Совместная игра с другим человеком», «Чтение книг» и так далее.

Педагог сможет помочь определить уровень развития интеллекта ребенка, подобрать подходящие для него игрушки, научить в них играть ребенка, а также проконсультировать маму, как ей организовать процесс игры в домашних условиях, чтобы он гармонично встроился в обычную жизнь семьи. Для этого также важно применять вышеописанные принципы, которые включают в себя поиск подходящей позы во время игры, адаптация игрушек для каждого ребенка индивидуально, а также организация коммуникации и общения во время игры.

Подбор игрового материала для ребенка с ТМНР не должен быть ограничен теми игрушками, которые интересны и предназначены детям младенческого возраста. Зачастую детям с ограниченными возможностями интересны сверстники, которые играют в куклы, посудку, сюжетно-ролевые игры, читают книги, и так далее. Задачей взрослых в таких случаях будет «стать руками» этого ребенка и играть за него на его глазах. Адаптация игрушек под возможности ребенка, позволяющие держать игрушки в руках не пальцами, а, например, за счет крепления на кулачок, помогут значительно увеличить уровень собственной активности ребенка в любой игре.

Заключение


Метод базальной стимуляции является самым подходящим для начала работы специалиста, который помогает семьей с ребенком, у которого тяжелые множественные нарушения. Базальная стимуляция не является единственным подходом, но представляет собой рамки, в которых желательно выстраивать все развивающие мероприятия. Базальная стимуляция позволяет увидеть и учесть все аспекты жизни ребенка, помогает семье нормализовать рутины, облегчить их и обеспечить развитие ребенка в ежедневных простых активностях.

Базальная стимуляция, выполнив свои развивающие задачи в начале, дает возможность появляться у ребенка более сложным навыкам, поддерживает развитие и состояние ребенка в тяжелые моменты, обусловленные состоянием здоровья, резко меняющихся условий жизни.


часть 1

часть 2




Просмотров: 6

Реквизиты для пожертвований:
ПАО Сбербанк, БИК 044030653
К.с.: 30101810500000000653,
Р.с.: 40703810955000001786
ИНН/КПП: 7839103151/783901001

logo.png

Ассоциация лиц использующих альтернативную

и дополнительную коммуникацию

Используемые символы являются собственностью Aragon Goverment и созданы Sergio Palao
из ARASAAC (arasaac.org), распространяется по лицензии Creative Commons (BY-NC-SA)

© 2021, Ассоциация Альтернативной Коммуникации. Все права защищены.

Designed and developed by: VitaliSP

Поддержать проект

Дорогие друзья,
вы можете поддержать Ассоциацию лиц использующих АДК, перечислив ваше пожертавование через онлайн сервис, либо через мобильное приложение вашего банка, используя QR-код.

Выбор способа оплаты открывается в новом окне