Вместе с Социальной школой Каритас Продолжаем делиться историями успеха пользователей альтернативной коммуникации (АДК).
Ульяне шестнадцать. У нее тяжелые множественные нарушения развития. Семья не знала, будет ли девочка пользоваться вербальной речью. Но к четырнадцати годам Ульяна заговорила предложениями.

Свой путь в общении с Ульяной родители начинали с «технологии двух кулаков». Мама объясняла, что означает правый, а что левый кулак, и Ульяна выбирала нужный. Если вариантов было больше, то в ход шли пальцы.
Такой коммуникации, конечно, не могло хватать, чтобы наладить полноценное общение, и родители стали подключать все больше средств АДК: коммуникативную доску GoTalk, затем программу JabTalk на планшете. «Использование средств альтернативной коммуникации дало возможность Уле «быть услышанной». Понятно для окружающих выражать свои желания. Показать понимание ситуаций. И, наконец, начать использовать разговорную речь», – вспоминает мама Ульяны Анна Федосова.
А еще Ульяна быстро запоминает слова на разных языках. Такой талант у девочки, возможно, от папы – лингвиста и филолога – он владеет греческим, болгарским и английским языками. Но еще важно, конечно, что в семье Федосовых сложилась уникальная многоязычная ситуация.
Бабушка и дедушка Ульяны живут в Литве, и когда семья бывает там, то вокруг говорят на литовском. Когда к Ульяне обращаются, она понимает и отвечает. Пока словарный запас девочки не очень большой, но она постоянно работает над его расширением: если слышит незнакомое слово, спрашивает, что оно означает.
Семья много путешествует. Девочка часто слышит иностранную речь и с удовольствием упражняется в болгарском и английском.
источник